NEVAFILM Новости

Олег Березин выступил с докладом на круглом столе Комитета по культуре Государственной Думы РФ

12 февраля 2019 года Комитет по культуре Государственной Думы РФ под председательством Ямпольской Е. А. провел круглый стол «Развитие отечественной кинематографии: принципы государственной поддержки и критерии эффективности», в котором приняло участие более 40 представителей киноотрасли. Олег Березин принял участие в круглом столе и выступил с докладом в ходе дискуссии о путях развития отечественной кинематографии.

Видеозапись круглого стола >>>

Текст выступления Олега Березина на круглом столе «Развитие отечественной кинематографии:

Добрый день, коллеги!

С момента своего рождения, и на протяжении всей истории, кинематография – это про кинопредпринимательство. Даже в советское время, кинематография была единственной отраслью в СССР, действовавшей на принципах полного хозрасчета.

Все экономические достижения отечественной кинематографии стали возможны благодаря кинотеатрам и российским кинопредпринимателям – владельцам этих кинотеатров! Именно коммерческие кинотеатры – основной источник доходов производителей фильмов, и именно поэтому, к слову, мастерство извлечения административной ренты из рычагов госрегулирования участниками рынка – производителями и дистрибьюторами фильмов – достигло сегодня совершенства! Уже каждый продюсер знает куда и кому надо позвонить наверх, чтобы кого надо отодвинуть подальше от даты релиза своего проекта.

Кинопредприниматели инвестируют десятки миллионов рублей в открытие каждого кинотеатра, при этом срок окупаемости инвестиций на рынке кинопоказа уже 8-10 лет, а это значит, что почти «никогда» - потому что через пять лет с момента открытия кинотеатра требуются новые инвестиции на реконструкцию и переоборудование кинотеатра, потому что меняется контент, меняются зрители, меняются технологии.

Кинопредприниматели — это те, кто несет ответственность не только за уровень удовлетворенности зрителей услугами досуга и гостеприимства, но и отвечает за безопасность зрителей, за создание рабочих мест – и сегодня на рынке кинопоказа владельцами кинотеатров уже создано более 30 тысяч рабочих мест!

Именно владельцы кинотеатров, как никто другой, заинтересованы в долгосрочном стабильном развитии отечественной кинематографии!

Сегодня много говорят о кинофикации малых городов, но эта программа, а точнее ее последние модификации - с расширением на средние и крупные города – не решает задач развития отрасли, а только обеспечивает отчетные показатели чиновникам.

При этом обратите внимание, что в результате реализации этой из 4 млрд руб. уже потраченных средств федерального бюджета, три четверти, или 3 млрд руб. ушли за границу – на приобретение кинооборудования, которое не производится в нашей стране!

Вроде пора прекратить лить воду в дырявое ведро (А. Азуан), но тем не менее, чиновники радостно рапортуют о продлении программы еще на 5 лет, потому что видят в реализации этой программы не только финансовый поток, которым нужно управлять, а и инструмент для обеспечения «ключевого» показателя своей эффективности – доли отечественного кино.

Но доля российского кино в прокате – не решает задачи развития отрасли!

Как «Zомбоящик» или «Полицейский с Рублевки» способствуют развитию отрасли? Какие компетенции мы развиваем, реализуя такие проекты? Да, мы отлично утилизируем свободное время граждан такими фильмами, но ведь мы не развиваем киноотрасль!

Слава богу, что у нас есть «Салют-7», «Притяжение», выходящие скоро на экраны «Вратарь галактики» и "Притяжение-2", есть анимационные проекты – это те проекты, в производстве которых решаются именно задачи развития отрасли, развития технологий съемки, программного обеспечения, развитие рынка компьютерных вычислений, новых средств и форм визуализации контента.

Современная кинематография – это не только кинотеатры, это и телевидение, и онлайн. И реализация мер государственной поддержки через Фонд кино должна была оставаться в прямом подчинении Правительства в формате межведомственного взаимодействия, а в сферу этой государственной поддержки должны входить не только фильмы для кинотеатрального проката, но и телевизионный и онлайн секторы кинопроизводства.

В свою очередь, деятельность кинотеатров, как разновидности цифровых средств массовой информации, должна регулироваться законами о СМИ и быть в сфере интересов Минцифры и Роскомнадзора.

Сегодня же, в результате чрезмерной зарегулированности и ручного управления в сфере кинематографии, именно кинотеатры попадают в положение жертвы отчетности чиновников, когда на наших глазах стремительно развиваются рынок телевизионного контента и рынок онлайн-видео сервисов на фоне стагнации рынка кинотеатрального показа — вот вам и результаты государственной политики!

Решение задач развития отрасли должно быть сфокусировано на снижении затрат на производство контента за счет новых технологий кинопроизводства, на технологиях повышения зрелищности контента и вовлеченности зрителей; на освоении новых киноязыков, новых форматов контента, новых технологий производства, формирования и трансляции смыслов, новых форм драматургии и т.д. – вот что является базисом развития отрасли.

В контексте обсуждаемого сегодня вопроса о господдержке отечественной кинематографии и критериях эффективности такой господдержки, хочу высказать следующие соображения.

Целями господдержки должны быть:

  • создание условий для творческой самореализации граждан России;
  • удовлетворение культурных и досуговых потребностей граждан России;
  • развитие киноотрасли как драйвера экономического и социального развития России

Госполитика в сфере кинематографии должна базироваться:

  • на доверии к гражданам страны, на доверии к кинопредпринимателям и творческому сообществу;
  • на развитии кинематографии, как сферы креативной экономики в области досуга, культуры и искусства;
  •  на принципах недопустимости использования административных ресурсов для подавления творческой и предпринимательской конкуренции и для извлечения личной выгоды в виде административной ренты участниками рынка

Государственная поддержка в области кинематографии должна быть направлена:

  • на поддержку и развитие новых технологий производства, хранения, распространения и восприятия аудиовизуального контента

- встраивание процессов развития новой технологической парадигмы «Киноиндустрия 4.0» в направление MediaNet Национальной Технологической Инициативы АСИ и т.д.;

- встраивание проектов разработки и производства отечественных кинотехнологий в программу «Цифровая экономика»;

- поддержка и развитие региональных технологических кинокластеров в Якутии, Татарстане, Воронеже, Санкт-Петербурге (и это не про ребейты, а про новые форматы развития технологий и научного потенциала отрасли, инженерного образования и реализации творческого потенциала в сфере аудиовизуальных технологий жителей регионов);

  • на поддержку и развитие гуманитарных кинотехнологий

* новых форм драматургии;

* новых смысловых и содержательных форм аудиовизуального контента;

* экспериментальных фильмов;

* образования;

* гуманитарных наук в сфере кино (кинокритика, киноведение и т.д.).

  • на развитие рынков распространения аудиовизуального контента

* кинотеатры;

* онлайн-среда;

* телевидение;

* студенческие и региональные синематеки;

* новые рынки и технологии восприятия фильмов и аудиовизуального контента;

  • на поддержку экспортного потенциала киноотрасли.

От госрегулирования необходимо перейти к политике государственной поддержки, направленной на развитие и повышение инвестиционной привлекательности отечественной кинематографии! Для этого необходимо:

  • снижать и устранять административные барьеры в отрасли;
  • ввести мораторий на ограничительные меры и инициативы;
  • ограничить вмешательство чиновников в деятельность участников киноотрасли;
  • остановить беспредел РАО в отношении кинотеатров.

Сегодня Стратегия государственной политики в области культуры устанавливает три целевых показателя эффективности госполитики в области кинематографии - доля российского кино в прокате; количество кинотеатральных экранов; увеличение среднего числа посещений сеансов отечественных фильмов на каждого жителя страны.

Предлагаем добавить к критериям эффективности господдержки развития отрасли еще такие показатели:

  • Доля отечественных технологий в производстве, распространении и потреблении аудиовизуального контента;
  • Количество постоянно действующих синематек;
  • Количество и качество федеральных образовательных программ в области профессионального и непрофессионального образования всех форм и форматов обучения;
  • Количество зрителей отечественных кинофестивалей;
  • Результаты участия российских фильмов и других форм аудиовизуального контента на значимых международных кинофестивалях;
  • Общее количество зрителей не только в кинотеатрах, но и в онлайн-сервисах, и на ТВ (просмотр фильмов и кинопрограмм) и т.д.
  • Уровень реализации экспортного потенциала отечественных кинотехнологий и аудиовизуального контента;
  • Совокупный вклад кинематографии в рост российской экономики.

Свои предложения по мерам, направленным на развитие отечественной кинематографии, мы уже направили в президиум нашего Круглого стола. Среди наших предложений:

  • переход к уведомительному порядку получения Прокатного удостоверения, как государственной услуге по ведению реестра Деклараций прав на аудиовизуальный контент на сайте «Госуслуг»;
  • предложения по совершенствованию механизма возрастных рекомендаций и ограничений;
  • предложения по содействию в разрешении проблем с таможенной пошлиной на цифровое кинопроекционное оборудование, которая стала неожиданно не нулевой;
  • предложения по совершенствованию программы субсидирования кинотеатров и преобразованию ее в программу поддержки действующих кинотеатров, демонстрирующих выдающиеся результаты в прокате отечественных фильмов, и в программу поддержки развития сети синематек в Федеральных университетах и центрах субъектов Российской федерации;
  • предложения по совершенствованию механизма авторских отчислений за демонстрацию фильмов;
  • предложения по снижению уровня чрезмерного госрегулирования кинофестивалей.

Благодарю за внимание.