12 февраля 2019 года Комитет по культуре Государственной Думы РФ под председательством Ямпольской Е. А. провел круглый стол «Развитие отечественной кинематографии: принципы государственной поддержки и критерии эффективности», в котором приняло участие более 40 представителей киноотрасли. Олег Березин принял участие в круглом столе и выступил с докладом в ходе дискуссии о путях развития отечественной кинематографии.
Видеозапись круглого стола >>>
Текст выступления Олега Березина на круглом столе «Развитие отечественной кинематографии:
Добрый день, коллеги!
С момента своего рождения, и на протяжении всей истории, кинематография – это про кинопредпринимательство. Даже в советское время, кинематография была единственной отраслью в СССР, действовавшей на принципах полного хозрасчета.
Все экономические достижения отечественной кинематографии стали возможны благодаря кинотеатрам и российским кинопредпринимателям – владельцам этих кинотеатров! Именно коммерческие кинотеатры – основной источник доходов производителей фильмов, и именно поэтому, к слову, мастерство извлечения административной ренты из рычагов госрегулирования участниками рынка – производителями и дистрибьюторами фильмов – достигло сегодня совершенства! Уже каждый продюсер знает куда и кому надо позвонить наверх, чтобы кого надо отодвинуть подальше от даты релиза своего проекта.
Кинопредприниматели инвестируют десятки миллионов рублей в открытие каждого кинотеатра, при этом срок окупаемости инвестиций на рынке кинопоказа уже 8-10 лет, а это значит, что почти «никогда» - потому что через пять лет с момента открытия кинотеатра требуются новые инвестиции на реконструкцию и переоборудование кинотеатра, потому что меняется контент, меняются зрители, меняются технологии.
Кинопредприниматели — это те, кто несет ответственность не только за уровень удовлетворенности зрителей услугами досуга и гостеприимства, но и отвечает за безопасность зрителей, за создание рабочих мест – и сегодня на рынке кинопоказа владельцами кинотеатров уже создано более 30 тысяч рабочих мест!
Именно владельцы кинотеатров, как никто другой, заинтересованы в долгосрочном стабильном развитии отечественной кинематографии!
Сегодня много говорят о кинофикации малых городов, но эта программа, а точнее ее последние модификации - с расширением на средние и крупные города – не решает задач развития отрасли, а только обеспечивает отчетные показатели чиновникам.
При этом обратите внимание, что в результате реализации этой из 4 млрд руб. уже потраченных средств федерального бюджета, три четверти, или 3 млрд руб. ушли за границу – на приобретение кинооборудования, которое не производится в нашей стране!
Вроде пора прекратить лить воду в дырявое ведро (А. Азуан), но тем не менее, чиновники радостно рапортуют о продлении программы еще на 5 лет, потому что видят в реализации этой программы не только финансовый поток, которым нужно управлять, а и инструмент для обеспечения «ключевого» показателя своей эффективности – доли отечественного кино.
Но доля российского кино в прокате – не решает задачи развития отрасли!
Как «Zомбоящик» или «Полицейский с Рублевки» способствуют развитию отрасли? Какие компетенции мы развиваем, реализуя такие проекты? Да, мы отлично утилизируем свободное время граждан такими фильмами, но ведь мы не развиваем киноотрасль!
Слава богу, что у нас есть «Салют-7», «Притяжение», выходящие скоро на экраны «Вратарь галактики» и "Притяжение-2", есть анимационные проекты – это те проекты, в производстве которых решаются именно задачи развития отрасли, развития технологий съемки, программного обеспечения, развитие рынка компьютерных вычислений, новых средств и форм визуализации контента.
Современная кинематография – это не только кинотеатры, это и телевидение, и онлайн. И реализация мер государственной поддержки через Фонд кино должна была оставаться в прямом подчинении Правительства в формате межведомственного взаимодействия, а в сферу этой государственной поддержки должны входить не только фильмы для кинотеатрального проката, но и телевизионный и онлайн секторы кинопроизводства.
В свою очередь, деятельность кинотеатров, как разновидности цифровых средств массовой информации, должна регулироваться законами о СМИ и быть в сфере интересов Минцифры и Роскомнадзора.
Сегодня же, в результате чрезмерной зарегулированности и ручного управления в сфере кинематографии, именно кинотеатры попадают в положение жертвы отчетности чиновников, когда на наших глазах стремительно развиваются рынок телевизионного контента и рынок онлайн-видео сервисов на фоне стагнации рынка кинотеатрального показа — вот вам и результаты государственной политики!
Решение задач развития отрасли должно быть сфокусировано на снижении затрат на производство контента за счет новых технологий кинопроизводства, на технологиях повышения зрелищности контента и вовлеченности зрителей; на освоении новых киноязыков, новых форматов контента, новых технологий производства, формирования и трансляции смыслов, новых форм драматургии и т.д. – вот что является базисом развития отрасли.
В контексте обсуждаемого сегодня вопроса о господдержке отечественной кинематографии и критериях эффективности такой господдержки, хочу высказать следующие соображения.
Целями господдержки должны быть:
- создание условий для творческой самореализации граждан России;
- удовлетворение культурных и досуговых потребностей граждан России;
- развитие киноотрасли как драйвера экономического и социального развития России
Госполитика в сфере кинематографии должна базироваться:
- на доверии к гражданам страны, на доверии к кинопредпринимателям и творческому сообществу;
- на развитии кинематографии, как сферы креативной экономики в области досуга, культуры и искусства;
- на принципах недопустимости использования административных ресурсов для подавления творческой и предпринимательской конкуренции и для извлечения личной выгоды в виде административной ренты участниками рынка
Государственная поддержка в области кинематографии должна быть направлена:
- на поддержку и развитие новых технологий производства, хранения, распространения и восприятия аудиовизуального контента
- встраивание процессов развития новой технологической парадигмы «Киноиндустрия 4.0» в направление MediaNet Национальной Технологической Инициативы АСИ и т.д.;
- встраивание проектов разработки и производства отечественных кинотехнологий в программу «Цифровая экономика»;
- поддержка и развитие региональных технологических кинокластеров в Якутии, Татарстане, Воронеже, Санкт-Петербурге (и это не про ребейты, а про новые форматы развития технологий и научного потенциала отрасли, инженерного образования и реализации творческого потенциала в сфере аудиовизуальных технологий жителей регионов);
- на поддержку и развитие гуманитарных кинотехнологий
* новых форм драматургии;
* новых смысловых и содержательных форм аудиовизуального контента;
* экспериментальных фильмов;
* образования;
* гуманитарных наук в сфере кино (кинокритика, киноведение и т.д.).
- на развитие рынков распространения аудиовизуального контента
* кинотеатры;
* онлайн-среда;
* телевидение;
* студенческие и региональные синематеки;
* новые рынки и технологии восприятия фильмов и аудиовизуального контента;
- на поддержку экспортного потенциала киноотрасли.
От госрегулирования необходимо перейти к политике государственной поддержки, направленной на развитие и повышение инвестиционной привлекательности отечественной кинематографии! Для этого необходимо:
- снижать и устранять административные барьеры в отрасли;
- ввести мораторий на ограничительные меры и инициативы;
- ограничить вмешательство чиновников в деятельность участников киноотрасли;
- остановить беспредел РАО в отношении кинотеатров.
Сегодня Стратегия государственной политики в области культуры устанавливает три целевых показателя эффективности госполитики в области кинематографии - доля российского кино в прокате; количество кинотеатральных экранов; увеличение среднего числа посещений сеансов отечественных фильмов на каждого жителя страны.
Предлагаем добавить к критериям эффективности господдержки развития отрасли еще такие показатели:
- Доля отечественных технологий в производстве, распространении и потреблении аудиовизуального контента;
- Количество постоянно действующих синематек;
- Количество и качество федеральных образовательных программ в области профессионального и непрофессионального образования всех форм и форматов обучения;
- Количество зрителей отечественных кинофестивалей;
- Результаты участия российских фильмов и других форм аудиовизуального контента на значимых международных кинофестивалях;
- Общее количество зрителей не только в кинотеатрах, но и в онлайн-сервисах, и на ТВ (просмотр фильмов и кинопрограмм) и т.д.
- Уровень реализации экспортного потенциала отечественных кинотехнологий и аудиовизуального контента;
- Совокупный вклад кинематографии в рост российской экономики.
Свои предложения по мерам, направленным на развитие отечественной кинематографии, мы уже направили в президиум нашего Круглого стола. Среди наших предложений:
- переход к уведомительному порядку получения Прокатного удостоверения, как государственной услуге по ведению реестра Деклараций прав на аудиовизуальный контент на сайте «Госуслуг»;
- предложения по совершенствованию механизма возрастных рекомендаций и ограничений;
- предложения по содействию в разрешении проблем с таможенной пошлиной на цифровое кинопроекционное оборудование, которая стала неожиданно не нулевой;
- предложения по совершенствованию программы субсидирования кинотеатров и преобразованию ее в программу поддержки действующих кинотеатров, демонстрирующих выдающиеся результаты в прокате отечественных фильмов, и в программу поддержки развития сети синематек в Федеральных университетах и центрах субъектов Российской федерации;
- предложения по совершенствованию механизма авторских отчислений за демонстрацию фильмов;
- предложения по снижению уровня чрезмерного госрегулирования кинофестивалей.
Благодарю за внимание.